Photo by Noah Buscher

Отпусти всю зацикленность на себе

Источник: Dissolve Your Fixation On Yourself
Пема Чодрон

«Для начала, просто отбрось все свои ожидания. Это простое, но хорошее объяснение как практиковать буддийскую медитацию», – наставляет Пема Чодрон начинающих практикующих. «Отпусти и наблюдай без суждений».

Буддийская медитация учит отпускать зацикленность на нас самих, на процессе медитации и на любом результате, который мы могли бы получить от этого. Через медитацию мы начинаем привыкать жить не цепляясь.

Когда ты садишься медитировать, то можешь привнести в свою практику понимание тройственной чистоты: быть свободным от идей касательно себя, быть свободным от идей касательно практики и быть свободным от идей касательно результата.

Иногда ты начинаешь медитацию с чувством – я сажусь медитировать. Это не очень помогает. Ты не можешь просто щелкнуть пальцами и Раз! – все чувство самости исчезло. Ты должен начать там, где ты есть. Прежде чем садиться, ты можешь поразмышлять над тем фактом, что ты не обязан держаться за своё укоренившееся восприятие себя как бесполезного человека или стоящего человека, как того, кто не может медитировать или того, кто может. Ты можешь попытаться облегчить ту личность, которую ты приводишь к медитации.

К примеру, если ты новичок в этом, то можешь начать в определенной степени гордиться тем, что практикуешь медитацию. Ты возвращаешься из ретрита, и твои друзья спрашивают тебя: «Где ты был?» – и ты отвечаешь: «О, я просто медитировал десять дней в монастыре на острове Кейп-Бретон. Мы соблюдали тишину большую часть времени и медитировали много, много часов каждый день». У тебя есть это чувство: «Вау! Они будут поражены». Возможно, в другой ситуации ты немного стесняешься. Если твои родители спрашивают тебя, где ты был, ты возможно скажешь: «О, я просто был в небольшой поездке на Кейп-Бретоне».

Для начала, просто отбрось все ожидания о себе. Это простое, но хорошее наставление как медитировать. Освободи себя от любого рода идей о том, каким ты должен быть, и просто садись. После этого вспоминай эти инструкции иногда в течение медитации, поскольку ты непременно будешь много говорить с собой о том, насколько ты хорош или плох. Ты проведешь кучу времени на главной сцене в качестве звезды своего собственного фильма. Ты скорее всего проведёшь кучу времени строя планы, беспокоясь и пытаясь все сделать правильно.

Вместо того чтобы цепляться за ограниченную версию себя, делай всё возможное, чтобы наблюдать за собой от момента к моменту. Наблюдай за тем, что происходит. Ты всё равно будешь затормаживаться из-за своей фиксации, поскольку ты имеешь определенную идею о том, кем являешься; мы все имеем идею о том, кто мы. Но если ты просто начнешь наблюдать вместо того, чтобы зацикливаться, сама медитация порядком пошатнёт такое восприятие себя. У тебя начнут появляться сомнения в своей ограниченности; ты начнешь замечать, что твоё восприятие того, кто ты и как ты, постоянно меняются. Первые пять минут твоей сессии медитации ты пребываешь в депрессии; звенит гонг, и ты счастлив. Во время медитации на ходьбу тебе скучно; ты опять садишься на свою подушку и у тебя болит спина. Звенит гонг и ты понимаешь, что ты был на шопинге в Нью Йорке. Изменения не прекращаются. Наблюдай за ними без каких-либо ожиданий о том, каким ты должен быть или кто ты есть. Просто сиди и посмотри, что произойдет.

Это первое качество тройственной чистоты. Традиционно оно называется «отсутствие самости». Оно указывает на отбрасывание всех ожиданий о том, чтобы чувствовать себя каким-либо определенным образом. Буддийская медитация – это идеальный способ увидеть, как ты постоянно меняешься, меняешься, меняешься. Мысли продолжают меняться. Эмоции продолжают меняться. Говорят, что продвинутые практикующие медитацию могут даже видеть, как меняются молекулы. (Лично у меня никогда не было такого опыта.)

Второй пункт тройственной чистоты – это «отсутствие медитации». Не делай из своей медитации какой-то проект или особое событие; не подходи к ней с серьезностью или торжественностью. Для этого отбрось абсолютно все концепции о своей медитации, отбрось религиозность. Не имей никаких представлений о ней, даже: «О, медитация должна быть полностью естественной; ты просто садишься, расслабляешь ум и наслаждаешься».

У нас полно идей о том, что есть хорошая медитация и что есть плохая медитация. Принцип здесь в том, что мы садимся без каких-либо ожиданий относительно себя и относительно нашей практики. Мы просто следуем инструкциям, без представления о том, какой должна быть наша медитация. Нам стоит непрерывно отпускать все наши убеждения о том, кто есть медитирующий и что есть медитация. В этом и состоит вся тренировка – отпускать и наблюдать без суждения, без предвзятости. Мы можем просто отпустить.

Итак, ты думаешь: «Это медитация. Я должен наблюдать и отпускать. Но я не могу наблюдать, и я не могу отпустить, и моя медитация – просто бардак. С другой стороны, я немного понаблюдал и это хорошо. Если у меня будет шанс рассказать об этом моему инструктору по медитации, она будет довольна». У нас есть тенденция укрепляться в привычках, но запомни эти инструкции: никаких ожиданий. Все есть так, как оно есть. Тебе не нужно добавлять что-то.

Третье качество тройственной чистоты – это «отсутствие результата». Отбрось всю надежду на результат. Практикуй без надежды на что-либо кроме того, что есть сейчас. Это все что есть сейчас, нет никакого после. Пребывать в настоящем моменте – это единственный путь для того, чтобы произошла хоть какая-то трансформация в тебе. Если ты практикуешь с надеждой и страхом, если ты практикуешь для того, чтобы стать тем, кем ты думаешь ты должен стать – даже более спокойным, более любящим, более сострадательным человеком – ты просто создаешь обстоятельства для собственного разочарования. Ты не можешь попасть туда отсюда. Быть полностью здесь в каждом моменте – в этом суть, начиная прямо с этого момента и до смерти.

После того как ты помедитировал, если ты заметил что-то похожее на результат – к примеру, твой ум кажется отдохнувшим, или ты чувствуешь себя полностью сконцентрированным, или ты чувствуешь много сострадания или доброты – просто наблюдай за этим и отпускай это. Трунгпа Ринпоче часто использовал слово «отрекись». Не то чтобы было что-то плохое в результатах. Но когда мы цепляемся за результаты, в них нет никакой пользы. Один из текстов Махамудры утверждает, что «Даже качества ясности, неконцептуальности и блаженства становятся препятствиями, если ты цепляешься за них».

Это и есть тройственная чистота. Она предоставляет хорошие указания для практики медитации - или любой другой деятельности, коли на то пошло. Отбрось все ожидания о том, кто ты есть – считаешь ли ты себя щедрым или скупым или кем угодно ещё – отбрось ожидания относительно своей деятельности или любого процесса, отбрось ожидания относительно результата. Вот так мы переходим от того, чтобы жить концепциями, жить замороженными во времени и пространстве, к расслаблению в текучей просторности, с которой мы рождены.


DONATE