Укрощение ума  

Автор: команда сообщества Тергар


ОБЕЗЬЯНКА НА СВОБОДЕ


Как сильно вы влияете на состояние своего ума? Скорее всего, у вас есть ощущение, что практически никак. Вы не хотите злиться, но злитесь. У вас нет желания чувствовать подавленность, напряжение или грусть, но это все равно происходит. Это — печально известный «ум обезьянки». Его так прозвали потому, что если бы вы принесли дикую обезьяну домой и позволили ей свободу, она создала бы проблемы там, где раньше их не было. Она бы создала беспорядок, уронила все вещи, разорвала мебель и разбросала бы диванные подушки по всему дому. И все это несмотря на то, что на самом деле обезьяна могла бы просто зайти в дом, сесть на удобный стул и расслабиться. Если бы она была голодна, она могла бы перекусить. Обезьяне действительно ничего не нужно было бы делать.


ПРОБЛЕМА СЛАБОГО ПОДБОРОДКА


Ум такой же — он привычно создает проблемы из ничего. Мелкие проблемы выводят ум из равновесия. Он любит брать крошечную проблему и раздувать ее до размеров дирижабля, создавая все больше и больше напряжения. Мы зацикливаемся на своих проблемах и не знаем, как расслабиться. На работе мы настолько сосредоточены на мелких раздражителях, что совершенно не замечаем проблем большого масштаба. Когда мы учимся, нам трудно усваивать новую информацию, поскольку в нашем уме нет для нее места.

За рулем мы спешим, наше внимание сосредоточено на том, кто перед нами и как нам проскочить мимо них, хотя из-за этого мы легко попадаем в аварии (дикие обезьянки!).  У нас множество привязанностей. Например, многие из нас очень сильно обеспокоены тем, как мы выглядим. С жестко фиксированным умом вы смотритесь в зеркало, и знаете что? Даже если ваше лицо совершенно безупречно, если вы будете смотреть на него с таким отношением достаточно долго, в конце концов вы найдете изъян. Вы станете одержимым идеей, что, к примеру, у вас слабый подбородок. Концепция этого «недостатка» будет занимать все больше и больше места в вашем уме. Примерно через месяц вы будете смотреть на свое отражение и думать: «У меня почти нет подбородка», хотя это не так. Ваш ум создал проблему из воздуха — и он на сто процентов уверен в своей правоте!  Восприятие создается умом, а ум верит в эти проекции, так что получается замкнутый круг. Понимание этого процесса известно как «точное знание», или праджня. 


ПРЕБЫВАНИЕ В ПОКОЕ


Тибетское слово для обозначения медитации пребывания в покое — Ши-не. Ши означает «умиротворять», имея в виду укрощение ума. Не означает «пребывать» или «отдыхать», подразумевая, что ум может успокоиться. Когда вы практикуете пребывание в покое, или шаматху, ваш ум становится более податливым и гибким и успокаивается естественным образом сам по себе. Подумайте об этом с точки зрения лечения болезни. Вы можете принимать лекарство от конкретной болезни, но лекарство, предназначенное, скажем, для легких, может случайно навредить печени и почкам. И оно не принесет естественной силы и потенциала, которые изначально имеются в вашем теле. С другой стороны, если вы занимаетесь спортом и питаетесь полноценной пищей, это способствует развитию естественной силы вашего тела, так что болезнь может быть преодолена, а будущие болезни предотвращены. В этом и заключается причина практики шаматхи, пребывания в покое: пробудить потенциал и силу, которые изначально заложены в уме. Подобным образом полагаться на внешние причины для того, чтобы чувствовать себя умиротворенно, — все равно, что принимать лекарство для быстрого облегчения болезни.  Предположим, вы полагаетесь на игру в видеоигры или пробежку, чтобы успокоиться, это будет нормально, пока игровая консоль не сломается или вы не подвернете лодыжку. Практикуя медитацию, вы можете пробудить внутренний покой, который не зависит от внешних причин и условий.




DONATE