Странствовать... но не теряться: Режиссер Пол Макгоуэн о съёмках странствующего ретрита Мингьюра Ринпоче

Автор: Мартина Панцика и Пол Макгоуэн, 26 сентября, 2023

Фото: Мингьюр Ринпоче (слева) и Пол Макгоуэн (справа). Фото предоставлено Полом Макгоуэном.

Мартина Панцика беседует с режиссером Полом Макгоуэном о создании документального фильма «Странствовать... но не теряться», в котором рассказывается об удивительных четырёх с половиной годах странствующего ретрита Мингьюра Ринпоче по улицам Индии, Непала и в гималайских пещерах. Фильм «Странствовать... но не теряться» входит в число более чем десятка фильмов и бесед, которые будут показаны в рамках фестиваля Buddhafest, проходящего до 22 октября. По материалам Lion's Roar.


Мартина Панцика: «Странствовать... но не теряться» рассказывает о поразительном путешествии Мингьюра Ринпоче в качестве странствующего йогина, которое продолжалось четыре с половиной года. Сложно ли было рассказывать историю столь длительного и глубокого путешествия?

Пол Макгоуэн: Ну, как вы можете себе представить, это было очень сложно, потому что все действия уже произошли. Так что я снимал постфактум. Когда Мингьюр Ринпоче вернулся, мы встретились в Дели. Он ещё не успел ничего рассказать о своём ретрите. Но в течение последующих нескольких недель мы небольшой командой как бы следовали за ним. Мингьюр Ринпоче учил, посещал людей, и постепенно стали появляться рассказы о его ретрите. Все говорили: «Расскажите нам ещё, расскажите нам ещё, расскажите нам ещё!» Поначалу я и не думал, что это будет ещё один фильм. Но истории были настолько вдохновляющими и убедительными, что я захотел снять кино.

Он хороший рассказчик. Я сказал: «Вы рассказывайте истории, а я покажу эти места». И он ответил: «Да, хорошо. Хорошая идея». Я был очень рад, но потом это переросло в нечто большее.

Очень сложно сделать историю захватывающей, когда действие уже произошло. У меня не было никакого материала. Но с ним было так легко работать, и он знал, что я хочу снять его в горах. Просто поехать и побыть с Ринпоче в этих местах было довольно расслабляюще. В каком-то смысле это было похоже на вихрь, но мы могли быть там, в этой прекрасной обстановке.


Мартина Панцика: В документальном фильме представлены потрясающие кадры, в том числе виды Гималайских гор, рек и долин. Каково было снимать в этих местах?

Пол Макгоуэн: Я очень люблю горы. Я хотел рассказать историю Ринпоче в подлинном, аутентичном ключе. Он такой искренний человек, который делится своими трудностями. Так что это как бы взаимосвязано: желание хорошо рассказать его историю и показать потрясающие горы и пейзажи, и делать это, когда ты уже вымотан во время похода.

Я уже не очень молод. Раньше я бегал по горам, а теперь, в свои 60 лет, замедляюсь. Было непросто. Но всё это время мы с друзьями, которые приехали со мной, просто решили относиться к этому как к паломничеству. Мы знали, что Ринпоче проводил ретриты в этих местах. Где бы мы ни находились, мы просто чувствовали, что это действительно особенное время.


Мартина Панцика: Интервью с Мингьюром Ринпоче в фильме дают подробное представление о его мыслях и физических переживаниях во время путешествия. Как вам удалось убедить его рассказать эти истории?

Пол Макгоуэн: К счастью, у меня был большой опыт работы и съёмок с ним, так что это очень помогло. Я взял у него, наверное, около десятка интервью, чтобы получить достоверную информацию. Это был интересный опыт. У него очень хорошая память, и он охотно делился информацией, но бывали моменты, когда он был несколько туманен.

Мне потребовалось время, чтобы понять, что происходит. У него такая острая память, и я не чувствовал, что он что-то скрывает, но в конце концов я подумал:  «О, он практиковал». Он не был в отпуске, ведя дневник впечатлений во время путешествия. Он был, за неимением лучшего выражения, «в моменте». Он не думал о том, как потом будет рассказывать об этом. Для меня это было своего рода откровением.


Мартина Панцика: Учитывая, что фильм охватывает широкий временной, географический и тематический диапазон, включая встречи с отдельными людьми на пути Мингьюра Ринпоче, были ли в процессе работы над ним какие-то яркие или любимые моменты, которые вам запомнились?

Пол Макгоуэн: На создание фильма у меня ушло пять лет. Я должен сказать, что это было в горах с Ринпоче. После того как я определил время, нашёл деньги, организовал вертолёт, я беспокоился о погоде. Я беспокоился о миллионе вещей, а погода была абсолютно идеальной. Находиться там вместе с Ринпоче было просто необыкновенно. Видно, что он просто наслаждался тем, что вернулся туда. Это было действительно особенное время.

Я привык всё планировать. Когда я учился делать хорошее видео в Америке, я понял, что нужно контролировать всё. Ты контролируешь освещение, звук, людей, съёмочную группу — каждый аспект, чтобы получить хороший конечный результат. В Индии и Непале ты не контролируешь ничего. Здесь царит полный хаос. Вы снимаете документальный фильм, поэтому вам приходится фиксировать то, что получается. Но именно места и люди сделали фильм интересным.


Мартина Панцика: Хотя в центре фильма — одиночное путешествие Мингьюра Ринпоче, он также представляет собой более широкую историю о нашей способности практиковать осознавание в повседневной жизни, независимо от места. Что, как вы надеетесь, зрители вынесут из просмотра фильма?

Пол Макгоуэн: Я надеюсь, что это вдохновит их на практику. Когда я услышал, что Мингьюр Ринпоче объявил о том, что собирается уйти в этот ретрит, я за одну ночь удвоил свою практику. Меня это так вдохновило. Я надеюсь, что люди вдохновятся тем, что он сделал. Я надеюсь, что они узнают больше о том, как практиковать даже в сложных ситуациях. Это то, чего Ринпоче действительно хочет от людей. Очевидно, что он не предлагает никому делать подобные ретриты. То, что я практикую здесь, в Катманду, — это работа с мелкими раздражителями. Вы можете слышать лай собак на улице,  постоянную музыку из кафе или ночного клуба внизу. Мы можем работать с этими мелкими раздражителями на пути — нам не нужно думать, что мы обязательно должны сделать что-то большое. Мы просто ежедневно работаем с этими мелочами, и это может привести к глубоким переменам.

Я также надеюсь, что люди увидят в Мингьюре Ринпоче того великого учителя, которым он является. Нам просто повезло, что у нас есть такие учителя, как Мингьюр Ринпоче, у которых мы можем учиться.


Оригинальная публикация на сайте Lion's Roar








DONATE