Автор: Йонге Мингьюр Ринпоче
Сейчас очень, очень трудное время. Во всем мире люди борются с конфликтами, нетерпимостью и несправедливостью, бедностью и последствиями изменения климата. Пандемия и другие серьезные заболевания также продолжают приносить страдания.
Традиция медитации говорит, что первое учение, которое дал Будда, было "Бхиккху, жизнь есть страдание". Бхиккху — это последователи или ученики. Говоря "жизнь есть страдание", Будда хотел сказать, что первый шаг к просветлению — осознать реальность страдания.
Существует два вида страданий: естественные и самосозданные. К естественным страданиям относятся рождение, старость, болезни и смерть. Вы мало что можете с ними сделать. Конечно, даже в них иногда есть пространство для изменений и трансформации. Иногда даже есть решение, а иногда его нет.
Самосозданные страдания происходят в уме. Возьмем в качестве примера боль. Боль может вызывать счастье или страдание, в зависимости от контекста и состояния вашего ума. Например, когда вам делают интенсивный массаж, боль соответствует вашим ожиданиям, поэтому вы воспринимаете ее как заботу о себе. Но если вы ударили большой палец молотком, вы испытываете шок, а может быть, гнев или разочарование, и воспринимаете боль как нанесенную себе травму. Она становится страданием.
Самосозданное страдание — это очень сильное психическое состояние. Можно испытывать страх перед физической болью или отвращение к ней, которые будут сильнее, чем сама боль. Сейчас мы все сталкиваемся со страхами по поводу глобальной ситуации, и хотя сами проблемы реальны, наш ум склонен преувеличивать или искажать их. Мы путаем наш страх, отвращение, ужас, гнев и так далее — другими словами, все то, что происходит в нашем уме, — с самими проблемами. Это ментальное искажение может повлиять на наше поведение и способность ясно мыслить, а также привести к ошибкам в суждениях.
С другой стороны, тот же ум, который создает все эти ненужные страдания, является благодатной почвой для трансформации. И как только трансформация начинается изнутри, она распространяется на ваше тело, ваши действия, ваше окружение, людей и общество вокруг вас. Чтобы быть на высоте в это сложное время, очень важно поддерживать баланс в трех аспектах практики — воззрении, медитации и применении.
Понять воззрение означает принятие того, что жизнь — это непостоянство. Отпустите, но помните: отпустить — это не то же самое, что сдаться. Непостоянство открывает двери для новых возможностей и перспектив — мы должны мыслить нестандартно. Это относится не только к физическому миру, но и к уму.
Во-вторых, мы должны использовать наши врожденные мудрость, осознанность, любовь и сострадание, которые мы находим в медитации. Наконец, что касается применения, то все мы обладаем способностями и навыками. Делайте все возможное, чтобы решить возникающие проблемы, и по мере сил, помогайте себе и другим в соответствии с вашими возможностями. В то же время старайтесь не слишком концентрироваться на результате. Не зацикливайтесь на том, что должно получиться в итоге, потому что все меняется. Если мы не сдадимся и продолжим расти, то сможем воспринимать все как процесс обучения, каким бы ни был результат.
Когда я был маленьким, мой отец говорил: “Если ты зашел в тупик и перед тобой большая стена, сначала сними свой рюкзак и перебрось его на другую сторону”. Это означает, что как только ваш рюкзак окажется на другой стороне, вам придется пойти до конца и перебраться через стену. Возможно, путь наверх не такой простой. Из-за непостоянства вы не всегда можете справиться так, как ожидали. Но есть бесчисленное множество других способов. Нам доступно такое большое разнообразие практик.
Я искренне призываю всех вас найти баланс. Примите непостоянство, соединитесь со своими врожденными осознаванием, любовью, мудростью и состраданием и делайте как можно больше хорошего. Будьте беззаботны, но не беспечны. Смотрите на ситуации ясно и старайтесь принять их. И не сдавайтесь.