6 парамит: путь мудрости и сострадания воина-бодхисаттвы.


Тренировка в любви, сострадании, мудрости и заботе о мире лежит в сердце всех великих философских и духовных традиций и является нашим естественным призванием. Сердце учений Будды — это развитие мудрости и сострадания. Мудрость помогает искоренить причины страдания и неудовлетворенности, а сострадание трансформирует нашу собственную жизнь и одновременно является основой для принесения пользы другим. Тех, кто идёт по пути мудрости и сострадания, называют бодхисаттвами; эти смельчаки дали обещание привести к пробуждению всех существ.

Путь бодхисаттвы наиболее отчетливо выражен в принципе бодхичитты и практике шести парамит. Бодхичитта — это союз мудрости и сострадания, глубокое прозрение в природу реальности и сострадательное намерение помочь всем существам пробудиться. Бодхичитта применяется в повседневной жизни посредством практики шести парамит или шести трансцендентных совершенств:

  • Щедрость: сущность щедрости — ум отпускания
  • Дисциплина: сущность дисциплины — сдержанность и уверенность
  • Терпение: сущность терпения — спокойствие и открытость
  • Радостное усердие: сущность радостного усердия — вдохновение
  • Медитация: сущность медитации — осознавание
  • Мудрость: сущность мудрости — видение природы реальности

Когда мы только начинаем практиковать, возможно, мы слышим о том, чтобы научиться отпускать — отпускать мысли, отпускать эмоции, отпускать определенные состояния ума. Возможно, мы не понимаем, о чем речь. Это как идти в тренажерный зал, где вас просят задействовать мышцы, которые вы даже не знали, что у вас есть. Есть даже такая практика в тибетской традиции: взять картофелину в одну руку и передавать в другую. Когда мы начинаем чувствовать, что у нас есть что-то, что мы можем отдать, мы начинаем соприкасаться с парамитой щедрости. Это отпускание или не-привязанность становятся особенно важны по мере того, как мы движемся к идеалам этичного поведения и порядочности. Мы учимся отпускать привычки, причиняющие вред себе и другим. Это помогает нам начать заботиться о других, создавать обстановку, в которой другим нечего бояться в нашем присутствии. Это помогает нам жить с чувством уверенности и не жалеть о своих действиях.

Курс «6 Парамит: сила совершенств» 


 
В этот момент мы начинаем обнаруживать терпение, основанное на открытости и принятии. Будь то принятие действий других, когда они совершают неумелые поступки, или наша собственная реакция, когда мы это делаем что неумелое или бесполезное, или когда попадаем в ловушку борьбы и сопротивления тому, что с нами происходит и что мы не в силах изменить. Это помогает нам позволить этим чувствам присутствовать в нашем опыте с полной открытостью и принятием в уме. Это также помогает нам развивать терпение к собственной практике — с полным осознанием того, что, пока мы не достигнем полного просветления, у нас будут моменты замешательства и растерянности.

В результате мы находим радостное усердие, мы чувствуем себя вдохновленными и смелыми перед лицом жизненных взлетов и падений. Мы просто знаем, что из всего можем извлечь урок. Мы теряем страх неудачи, и у нас появляется способность оставаться устойчивыми, прилежными, не отказываться от других и не сдаваться. Все это поддерживает нас, когда мы медитируем. Когда мы на самом деле сидим на подушке и тренируемся.
Возможно, вы сможете вспомните момент в своей жизни, когда вы сели медитировать, но прямо перед этим вы сделали что-то, о чем пожалели. Затем вы пытались практиковать, но не могли — ваш ум постоянно возвращался к тому, что произошло, воспроизводил события, пытался оправдать ваши действия. Мы видим, что такое поведение не способствует тренировке в медитации. Есть большая разница, когда мы делаем вещи, в которых есть доля доброты и заботы о других и когда ум не заполнен чувством «Я». Когда в нашем опыте есть тепло, привязанность и нежность к другим людям, ситуации или к нам самим, тогда и на подушке тепло и доброта присутствуют естественно и без усилий. Когда мы переходим к медитации, в распознавании нашей осознанности появляется больше стабильности и устойчивости.

Это приводит нас к ясности ума, который видит сквозь замешательство и неведение, видит через все заблуждения, которые у нас есть. Это помогает нам оставаться в настоящем моменте, и отсюда приходит ясность. Из этого появляется мудрость. Это приводит к полному открытию сердца и приносит нам свободу.

Причина, по которой у нас изначально появляется интерес к исследованию ума и практике медитации, — в том, что мы хотим найти то ощущение спокойствия, которого так жаждем и о возможности которого интуитивно догадываемся. По мере того, как мы продвигаемся вперёд в своём путешествии, наш ум и переживания начинают успокаиваться и раскрываться. К этому моменту мы можем вполне естественно решить, что хотим и даже обязуемся сделать свою жизнь более осмысленной, полностью раскрыв потенциал своего ума, и помочь другим сделать то же самое.

Путешествие шести парамит — способ реализовать это благородное намерение. Начиная это путешествие, мы присоединяемся к тысячам отважных мужчин и женщин, сделавших то же самое. Мы вступаем в ряды начинающих бодхисаттв, тех, кто посвятил свою жизнь служению другим — там и тогда, когда это возможно.

В новом курсе «6 Парамит: сила совершенств» мы исследуем путь бодхисаттвы, изучая и практикуя ключевые моменты бодхичитты и шести парамит. Мы рассмотрим смысл и логику каждой парамиты и узнаем, как воплотить их в повседневной жизни. Это прекрасное путешествие, которое привносит глубину и смысл в наши жизни и позволяет нам установить связь с миром и принести ему пользу.

Мешин Келли, Тим Олмстед.


DONATE